Зачастую приступая к обучению устной речи студентов, мы не задумываемся на сколько многогранен этот процесс, сколько различных стадий он в себя включает. Я считаю, что главным элементом обучения говорению является создание ситуации, как можно более естественной. Если это телефонным разговор, то предложите студентом повернуться друг к другу спинами. Ведь во время разговора по телефону, мы не видим собеседника. Если это разговор на вечеринке, то включите музыку, это поможет снять неловкость от тишины и создать расслабляющую атмосферу. Важным аспектом изучения иностранного языка является произношение. Многие преподаватели не уделяют должного внимания произношению, так как в программе обычно на это не выделено специальных часов. Ведь именно хорошее произношение позволяет нам быть понятыми. Таким образом, я считаю, что, несомненно, стоит находить время для работы над произношением. Как минимум не забывать исправлять ошибки учащихся, давать возможность произнести правильный вариант несколько раз. Сложные звуки можно отрабатывать при помощи скороговорок, что также привносит веселья на уроке. При прослушивании аудиозаписей, стоит обращать внимание на особенности сцеплений и произношений, например: "Could you...", "want to" и т.д. Интонация английских предложений отличается от русских, поэтому учащиеся должны быть ознакомлены и с этим моментом. Ну и конечно, как и любое задание, задание развивающее навыки говорения должно быть структурированным и понятным для студентов. Инструкции к заданию должны быть легкими в понимании и дозированными. Если задание имеет несколько различных этапов, то следует выдавать инструкции к каждому отдельному этапу и давать время на его выполнение. Следует ограничивать учащихся во времени, тем самым давая стимул к наиболее эффективной работе. В самом начале, приступая к заданию, следует огласить критерии, по которым можно оценивать успешность результата. Для чего это делать? Задание может быть интерпретировано по-разному, лишь преподаватель четко представляет, с какой целью выполняется тот или иной вид деятельности. Во время выполнения задания учитель активно включается в процесс в роли человека, выполняющего мониторинг. Но не следует забывать, что каждый этап должен иметь свои цели и план, разработанный заранее, что позволит нам наиболее эффективно выполнить поставленную задачу. Казалось бы, такой этап как мониторинг может быть проведен без подготовки, но тогда мы рискуем затронуть множество целей и не выполнить, ни одну по достоинству. Для это следует отметить для себя пункты, по которым будет проводиться мониторинг. Стоит также упомянуть про одну слабость, которой страдают многие учителя и в том числе я - это исправление ошибок в процессе. Конечно, при этом можно выявить некоторые плюсы, но тут есть очень весомый минус, мы не даем свободы общения и формируем комплекс, от которого в дальнейшем сложно избавиться. У студента формируется чувство, что он не умеет говорить правильно и что это плохо, многие при этом замыкаются и у них появляется страх сделать ошибку. Но ведь в этом нет ничего ужасного. Они для этого и приходят в школу, чтобы учиться. После проведения любого задания всегда следует проводить анализ деятельности. Отмечать хорошие стороны, продвижения, что было выполнено, и конечно проводить работу над ошибками. Я считаю, в этот вид деятельности следует включать студентов, так как такой навык в дальнейшем им очень пригодиться. Они должны уметь оценивать свою деятельность самостоятельно, чтобы видеть свой прогресс. Если подвести итог, то получится, что обучение говорению включает в себя: - формирование произношения
- создание естественных условий - четкие и простые инструкции - поэтапность деятельности - разнообразие заданий - ознакомление с целями и критериями - мониторинг - анализ деятельности.
|